До чего странно видеть проекты, главной целью которых не является
"заколачивание денег" в промышленных масштабах. У нас - среди
российских разработчиков - это более частое явление, достаточно
вспомнить тот же "Мор". А на западе это не слишком принято. Как пример вымирающего вида можно назвать Battlefront.com.Стартовая позиция на входе в город. Правда, нельзя сказать, чтобы в данном случае авторы страдали излишним альтруизмом. Combat Mission: Shock Force
продаётся, хотя стоимость его и не слишком велика по меркам крупных
издательств. Дело совсем в другом - в отношении к конечным
пользователям, то есть нам. Это как разница между голливудским кино и
концептуальными фильмами итальянских режиссёров. Первое снимается ради
публики и переделывается под её непостоянные вкусы. Вторые отражают
исключительно мысли авторов, пусть они иногда и совпадают с мнением
большинства. Combat Mission не страдает излишней концептуальностью и философией, но ощущение "вещи для автора" игра оставляет.
CMSF и дополнение-модуль под названием Marines
являются вместе симулятором современной американской (и не только)
армии. Очень точным симулятором, пусть и не охватывающим все аспекты
военного ремесла. Стратегическое планирование по-прежнему является
уделом далеких штабных крыс, на переднем плане - тактика, тактика и ещё
раз тактика. Забываем о режиме "всех в резиновую рамку и вперёд",
начинаем просчитывать отдельные шаги. Поверьте, это может быть
интересно.Водитель очень недоволен. А кто бы был рад лежать на солнцепёке в такой экипировке? Движок уровня Half-Life
(первой части) отрисовывает солдат и бронетехнику, пустынные барханы и
дома, похожие на коробки для обуви. В последнем случае качество графики
тут не при чём, это архитектура такая. Прямоугольная плита, на которой
ведутся боевые действия, спокойно висит в мировом эфире, затянутом
мутной текстурой "неба" и "далёких просторов". Поначалу всё это
вызывает чувство дежавю и лёгкого ужаса. Но зато весит игра на
удивление немного, а "тормозов" на современных машинах просто нет. Ну,
ещё бы. Правда, многотысячных армий здесь не видно, а потому подобные
изыски выглядят не слишком уместными, любая современная стратегия
обрабатывает не меньшее количество куда более красивых войск без особых
проблем. Нормальная смена времени суток и погоды тоже отнесена к
ненужным вещам.
О графике, как и о звуке, быстро забываешь в
пылу сражения. На них просто нет времени. События так и кипят, но при
этом для поклонников Warcraft-RTS здешние бои будут выглядеть вялым
копошением на одном месте. После десятка минут подобного "копошения",
правда, все ваши солдаты как-то неожиданно оказываются мертвы.
Неприятно удивляет отсутствие толкового мониторинга, в случае
управления несколькими отрядами контроль, без должной сноровки,
теряется очень быстро. Кто в игровой индустрии решил, что всплывающие
подсказки - это не модно? Почему это решение так быстро подхватила
добрая половина игроделов? В общем, без tutorial'ов и прочтения
учебника в игру даже не суйтесь.Готовимся к выдвижению. Вообще,
именно управление нервирует больше всего. Оно неудобно, а временами
заставляет чувствовать себя калекой, но надо думать, другое просто не
соответствовало бы впечатляющему уровню симуляции. Хотя, когда
начальное недоумение и первые восторги спадают, выясняется, что этот
уровень не так уж и запредельно высок. Да, здесь хватает возможностей,
но игра не позволит вам влезть в шкуру Солида Снейка, отловить пару
пустынных животных на ужин солдатам или заняться серьёзной партизанской
деятельностью. Общения с мирными жителями тоже нет - по причине
отсутствия мирных жителей. То ли всех уже истребили или распугали, то
ли они просто невидимы. Что любопытно, шапку-невидимку автоматически
отбирают у каждого деда с берданкой, решившего выйти на тропу войны.
Так что если позади вашего отряда возникнет несколько неадекватных
личностей с "Калашниковыми" - знайте, я вас предупреждал. Следите за
тылом.
После того, как вы проведёте в игре несколько часов
(если, конечно, выдержите так долго), у вас наконец-то сформулируется
наиболее точное описание CMSF:
игра в солдатики. Такой вот виртуальный аналог большого пакета с
пластмассовыми воинами, которых можно расставить на кровати (тот самый
парящий в пустоте прямоугольник), создать им небогатое окружение,
позвать друга и устроить битву. Для кого-то это сражение обернётся
многочасовыми мучениями, а кто-то это время проведёт, получая истинное
удовольствие. Разработчики относятся ко вторым, это легко можно понять
по наполнению патчей - больше новых видов техники, больше карт, больше
возможностей. А остальные люди компанию Battlefront.com явно не волнуют. Самый правильный подход, надо сказать. Кстати, яркий пример - в Combat Mission
существует режим игры через e-mail. Тот самый, давно забытый всеми
"прогрессивными" разработчиками. И нельзя сказать, что он тут не нужен.Брифинг миссии, обязателен к прочтению. Обидно,
но искусственный интеллект не то что бы плох, а просто невнятен.
Всё-таки подобные игры подразумевают наличие живого соперника. AI часто
ошибается совершенно недопустимым образом, очень достоверно эмулируя
бесталанного командира и проблемы с передачей приказов на позиции.
Что касается модуля Marines
- это именно модуль в классическом понимании. Содержит он исключительно
набор эксклюзивных юнитов и карт, все прочие обновления (как
технологические, так и контентные) наличествуют в бесплатных патчах.
Модуль посвящён морской пехоте, соответственно и сценарии в нём
заточены под эту разновидность войск. Морпехи смотрятся в конфликте
куда как выгоднее обычной пехоты, но потерь при обращении с ними
допускать нельзя. Потому что каждый - на вес чего-то подороже, чем
золото. Оружейного плутония, например. Так что новичкам в любом случае
стоит сначала выиграть пару сражений более традиционным набором, а уж
потом рваться к новой игрушке.
И последнее: все патчи, выложенные на странице
разработчика, обязательны к установке. Без них в игре случаются
странные баги, которых лучше избежать для экономии времени и нервов -
готовьтесь к скачиванию более трёхсот мегабайт обновлений (до версии
1.11).Кто подбил наши танки? Отвечайте, негодяи! ***
CMSF
рекомендуется тем, кто в детстве не наигрался в солдатики, а также
поклонникам военной теории и современных милитари-технологий. Эти две
категории, к тому же, очень часто пересекаются. Marines же - штука исключительно для тех, кому очень нравится оригинальная игра.
Плюсы: хороший уровень симуляции сражений с участием современных армий. Минусы: неудачно реализованное управление; плохая графика.Оценка игре: 3.5/5
|